Первая программа и система образования цыган, учитывавшая особенности их родного языка, были разработаны и реализованы в России. Так, в 1920-30-е гг. руководство СССР в течение примерно 15 лет реализовывало курс на демократическое развитие меньшинств. Данная политика распространилась и на цыган, в рамках чего были созданы общественные цыганские объединения, театр Ромэн, цыганские музыкальные ансамбли, Цыганская секция при Союзе пролетарских писателей, цыганские артели, Всероссийский союз цыган. В рамках программы национальных школ осуществлялась первая в мире специальная образовательная программа для цыган. Был открыт ряд цыганских классов и школ, где ряд предметов начального общего образования школы преподавались на цыганском языке, создан педагогический техникум для цыган и т.п. В рамках общего курса на ликвидацию безграмотности была создана письменность для цыган, с 1928 по 1938 гг. выпущено около 300 изданий на цыганском языке, в том числе учебная литература, а также оригинальные произведения цыганских авторов (около 30), переводы русской классики. Правда, использовался только язык русских цыган – хотя и наиболее многочисленной в России группы, но далеко не единственной. Начал формироваться слой цыганской интеллигенции. В 1938 г., в результате резкого изменения внутренней национальной политики этот процесс был прерван, цыганские школы и классы расформированы и объединены с русскоязычными, откуда бoльшая часть цыганских учеников была в дальнейшем вытеснена. Система образования цыган была полностью разрушена. Одной из ликвидированных в 1938 году письменностей (в системе образования и в общественной сфере) была цыганская письменность. Были ликвидированы все этнические культурные и образовательные программы. Образовательная программа для цыган и преподавание цыганского языка были прерваны закрытым постановлением ЦК КПСС от 24 января 1938 г. «О ликвидации национальных школ и национальных отделений в школах». Все образовательные структуры для цыган были признаны «вредными, отгораживающими детей от советской жизни». При этом бoльшая часть цыган, сохранявших мобильность, оказалась незатронутой образованием в тот краткий период.

 
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ
— Приказ Минобрнауки России От 06 октября 2009 г. № 373 (стр.2, пункт 5)

Кроме этого:

  1. В настоящее время разработана Примерная образовательная программа начального общего образования (то есть для 1-4 классов), которая предусматривает изучение как минимум двух предметов этнокультурной составляющей для народов РФ, составляющих часть базового компонента: родной язык и литературное чтение на родном языке. Это означает, что образовательные услуги по данным предметам должны предоставляться государством бесплатно.
  2. Обучение русскому языку для нерусских учащихся в России уже много лет проводится по специальным учебникам (см. Литература для национальных школ. Каталог изданий. Издательство «Дрофа». Москва, 2009/10). Цыганские дети тоже имеют на это право.
  3. Школа по договоренности с родителями может также вводить другие предметы с этнокультурной составляющей: родную культуру и историю, литературу, а также арифметику для нулевого и первого классов.

      Двуязычное обучение и опора на диалог культур является основой гуманитарно и этнокультурно ориентированного образования, что используется в большей или меньшей мере в образовании ряда народов России. Необходимость использования именно таких подходов обусловлена особенностями мышления, восприятия и обучения двуязычного ребенка, что описано в многочисленных публикациях.

Статьи на эту тему:

  1. Цветков Г.Н. Функциональность родного языка в проблематике интеграции меньшинств (на примере языка цыган).
  2. Березовская Т.Ю. Предисловие к грамматике цыганского языка.
 

Авторы публикаций в области образования цыган России

     Авторы публикаций 1920-30-х гг. в области образования цыган, в том числе цыганоязычных пособий и публикаций о цыганском языке – А.П. Баранников, Т.В. Вентцель, А.В. Германо, Н.А. Дударова, А.И. Никитин, Н.А. Панков, М.В. Сергиевский, и некоторые другие.

     Авторы современных публикаций в области образования цыган (этносоциологических исследований, двуязычных языковых пособий и проч.) и пособий по цыганскому языку: О.А. Абраменко и С. Кулаева и привлеченные участники образовательных проектов организации Мемориал (Санкт-Петербург), М.В. Смирнова-Сеславинская и Г.Н. Цветков, В.В. Шаповал.